Сколько названий цветов вы сможете назвать быстро, особо не раздумывая? А Ваш ребенок? А как обстоят дела с названием деревьев?
Мой вопрос кому-то покажется очень легким и странным. Я тоже так думала до недавнего времени.
Идет занятие с третьеклассником Владиком. Решаем задачу про деревья. Помимо решения задач, всегда обращаю внимание на развитие кругозора. Спрашиваю у Влада, какие деревья он знает. Попросила назвать 7 деревьев. Оказалось, что это сложно. Назвав 3 дерева, Владик замолчал и надолго задумался. Решила я ему помочь, подсказываю: “А вот сейчас это дерево цветет белоснежными цветами!” Как раз был цветущий май . Подумав еще немного, Владик вспомнил яблоню. Обрадовалась я, ожидая, что сразу же вспомнятся и вишни, и груши..Но снова тишина..
Потом я просила назвать цветы. история почти повторилась.
Бабушка очень удивилась, когда я сказала, что Влад не знает деревья и цветы. “Ну как же ты не знаешь? Вы же в саду это проходили!” - с огорчением в голосе сказала бабушка.
И вроде забылась мне эта история. Ну действительно, забыл ребенок деревья и цветы. Может быть такое? Конечно.
Летом на занятия ко мне ходила второклассница Оля. на столе у меня стоял шикарный букет пионов.
- Ой, какие красивые цветы! - восхитилась Оля.
- А ты знаешь, что это за цветы? - поинтересовалась я.
- Нет! Я даже таких не видела! Но очень красивые. А как они называются? - весело щебечет Олечка.
- Пионы. Они бывают разных цветов. А какие цветы ты знаешь? - проявляю я любопытство.
- Роза, гвоздика, фикус…-бодро начинает свое перечисление Оля. -Ой, а домашние цветы можно? - интересуется Олечка.
- Давай вспоминать садовые и луговые цветы, - предлагаю я.
Одуванчик, - тихим голос говорит Оля.
И наступает долгая пауза.
- А я что-то больше не помню, - Оля стала задумчивой и грустной.
И Олина бабушка тоже очень удивилась, что внучка не знает названий цветов. С деревьями оказалось еще печальнее. “Дуб, береза и все!” - сказала Оля. “Как это ты не знаешь? Вы же на природоведении все это проходите!” - так бабушка Оли выразила свое недоумение.
Почему я пишу об этом? Меня немного удивило, что 2 разных ребенка, из разных городов и школ не смогли ответить на такие казалось бы несложные вопросы. И я стала размышлять - почему так получается?
Я вижу несколько причин:
перегруз информацией, “лишняя” информация отсеивается. Голова то не резиновая. ))
помним, пока “надо”, потом забываем. Это стиль нынешних школьников.
у современных детей практически нет контакта с природой.
невозможно все знания “запихнуть” в садовскую и школьные программы. И даже та информация, которая узнается ребенком в саду и школе не 100 % станет знанием. Важнейший этап прочного сохранения информации - повторение и применение на практике (если это возможно).
Надо заметить, что у нас город “зеленый” и вокруг города есть леса.
А ты в лесу гуляешь? - спрашивала я у детей. Ведь там много цветов и деревьев.
Очень редко. И родители мне не показывают и и не рассказывают ничего о цветах и деревьях, - с грустью слушаю детские ответы.
Дорогие взрослые, обращаюсь к вам с просьбой. Гуляя в парке или лесу, обращайте внимание детей на природу. Сейчас листочки с деревьев облетают. Можно понаблюдать за листопадом. Или пошуршать листвой под ногами. )) А еще..Остановитесь возле березки, обнимите тонкий ствол, Можно вспомнить стихи и песни про березку или просто постоять в тишине, а потом пофантазировать “О чем рассказала березка?”.
А может это будет клен или рябинка. Конечно, дерево может быть любое. Главное - процесс.
Уверена, что вы получите огромнейшее удовольствие и узнаете много нового о своем ребенке после такой прогулки.
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями после прогулки в группе Школа развития интеллекта "ДельфиниУм". А можно устроить фоторепортаж прогулки по парку или лесу. Приятной прогулки и чудесных мгновений! ))
- Чеклина Наталья Викторовна, к.п.н., методист, учитель начальных классов
- Просмотров: 1365