Что такое осень? Это - праздник! Веселый, шумный и карнавальный! С песнями, играми, поделками и, конечно, волшебством!
- Просмотров: 592
Что такое осень? Это - праздник! Веселый, шумный и карнавальный! С песнями, играми, поделками и, конечно, волшебством!
В гостях у нашего центра - педагог с многолетним стажем работы, методист, кандидат педагогических наук Чеклина Наталья Викторовна.
Сегодня Наталья Викторовна подготовила статью про память, т.к. эта тема волнует многих родителей не только наших учеников, но и ребят, посещающих другие языковые и развивающие курсы и центры.
Память - одна из важнейших функций мозга. Без памяти, увы, мы не смогли бы ни научиться чему-либо, ни использовать свой опыт. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения. Почему? Не успев дочитать до конца, мы бы забыли его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
“Ой! Я не смогу это запомнить. У меня плохая память!”
“Да он ничего не помнит. У него короткая память.”
Знакомые фразы? Однако, память не оценивается с точки зрения “хорошая/плохая” и не имеет ничего общего с врожденными способностями человека.
Память характеризуется эффективностью используемых техник и приемов. Поэтому, если тренировать эту способность, то ее можно улучшать. Другими словами, не бывает хорошей или плохой памяти, есть память хорошо или плохо тренированная.
Что такое память? Это процесс, который предназначен для накопления, сохранения и воспроизведения информации, получаемой от наших органов чувств. Память - это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Информацию мы получаем благодаря разным органам чувств. В зависимости от этого память бывает: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая. Кроме того выделяют память словесную или вербальную (память на слова), образную (на образы), двигательную, эмоциональную. Это зависит от запоминаемой информации. Деление памяти на разные группы важно для науки. А нужно ли знать об этом обычному человеку? Желательно, если Вы хотите заняться развитием памяти.
Возможности природной памяти у каждого свои. Однако, есть ведущие виды памяти и дополнительные. В среднем количество непосредственно запоминаемой информации для взрослого человека колеблется в пределах от 5 до 9 единиц (7 плюс/минус 2). Причем, объем природной памяти зависит от характера запоминаемой информации: в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв (не в алфавитном порядке), 4-5 цифр, 5 синонимов.
А как же запоминание поэм, большого объема учебного материала? Секрет прост: человек специально запоминает, погружаясь в информацию, осмысливая ее, пропуская через свой опыт, душу или сердце.
В 2011 году учёные Колумбийского университета провели исследование, которое назвали «Эффект Google». Они сделали вывод: люди больше не пользуются своей памятью, потому что знают, что любую информацию всегда можно найти в сети. Причём это касается не только сложных фактов, но даже правил орфографии и пунктуации. Если мы вдруг забываем имя актёра или содержание книги, обычно идём «гуглить» касты фильмов или серфить «Википедию». Всё это оказывает серьёзное влияние на нашу память. Учёные провели эксперимент и показали, как компьютеры успели изменить процесс запоминания. Подопытным дали набор фактов и половину из них попросили классифицировать информацию в папках на компьютере, а второй половине сказали, что эту информацию потом сотрут. Когда подопытных попросили вспомнить информацию, оказалось, что вторая группа (те, кто ожидал стирания информации) помнила намного больше информации, чем первая группа, кто просто сохранил информацию на ПК. Но подопытные из первой группы, которая сохраняла информацию, прекрасно помнили, куда именно они сохранили полученную информацию. Таким образом учёные доказали, что процесс запоминания адаптируется к новым технологиям. Люди стали сводить к минимуму время на запоминание самой информации, делая ставку на место, где её можно будет найти.
Зачем нужно улучшать свою память?
Как бы Вы ответили на этот вопрос? Знаю многих людей, которые считают, что нет никакой необходимости в развитии памяти. Вот их доводы: “Я и так помню, что мне нужно. Номера телефонов хранятся в сотовом телефоне, если что посложнее, записываю в ежедневник или “заметки” на телефоне.” Есть и вторая группа людей. Они думают, что улучшив свою память, они сделают из своей головы фотоаппарат или суперкомпьютер. “Буду все помнить!” - мечтательно говорят они.
Однако, хорошая память — по-прежнему необходимый инструмент в учёбе, работе и повседневной жизни. Уверена, что в ближайшие десятилетия это не изменится. Рассмотрим причины развивать память в любом возрасте.
Каждый день из разных источников на нас обрушивается лавина информации. Мы пытаемся выудить из глобального информационного потока нужное нам, отсеивая ненужное. По мнению психолога Бэтси Спэрроу, итоги эксперимента «Эффект Google» показывают, что люди не отказываются от запоминания, а заменяют навык запоминания на навык поиска: во время исследования многие испытуемые использовали трансактивную память. Это вид памяти, при котором запоминается не содержание материала, а место, где его можно найти, или тот, у кого спросить.
Когда мы учимся или что-то запоминаем, формируются новые связи между нервными клетками. Чем дольше человек обучается, тем больше синапсов и нейронных связей, тем выше нейропластичность. Это свойство, благодаря которому мозг может меняться из-за приобретённого опыта, а также реабилитировать потерянные связи после повреждений. Таким образом, тренируя память, мы тренируем общий интеллект, развиваем мышление, воображение, концентрацию.
Считается, что чем старше человек становится, тем быстрее ухудшается его память. На самом деле, это ошибочное утверждение. Память может ухудшаться, если ее не тренировать. Так как у людей старшего возраста нет необходимости посещать учебные заведения и что-то учить, они теряют навык к запоминанию. Поэтому очень много жалоб поступает на потерю памяти от людей пожилого возраста. Чем чаще мы напрягаем мозг, тем медленнее он стареет и тем меньше вероятность в будущем столкнуться с деменцией и болезнью Альцгеймера.
Учёные Калифорнийского университета провели исследование и выяснили, что люди лучше запоминали объекты, на которые просто смотрели, а не фотографировали. 50 испытуемых разбили на три группы и показали всем одинаковые картины.
Первая группа фотографировала их на телефон, вторая — фотографировала и удаляла снимки спустя какое-то время, а третья просто наблюдала. Через какое-то время всех попросили вспомнить, какие картины были показаны. С заданием справилась только последняя группа. Доверяя воспоминания смартфону, мы не сохраняем их по-настоящему.
В наши дни многие дети даже с раннего дошкольного возраста посещают не только детские сады, но и многочисленные центры, кружки и курсы по интересам. Родители стараются развивать своих детей всесторонне. Это, несомненно, правильно и очень важно. Давайте вместе с нашим автором, Чеклиной Натальей Викторовной, педагогом, методистом, кандидатом педагогических наук, постараемся разобраться в том, какие процессы задействованы в развитии ребенка, на что следует обратить внимание и что мы, родители, можем сделать, чтобы помочь детям в этом огромном и удивительном мире:
Сегодня хочу поговорить о самом неуловимом познавательном процессе человека. Почему процесс неуловимый? Он никогда не существует отдельно от других процессов: он встроен либо в восприятие, либо в мышление. Давайте разберемся, что же это за процесс.
Вот вы прочитали или услышали слово “Внимание!” Какова ваша реакция? Правильно: может быть что-то важное! Когда вы готовите блюдо по рецепту, участвуете в сложной работе, заполняете налоговую декларацию или прислушиваетесь к указаниям навигатора, цепь внимания, как фонарик, освещает ваш путь. Но сама по себе эта способность несовершенна, как игра по нотам, но без души.
“Будь внимательным на уроке!”, “Слушай внимательно!” “Ну почему ты у меня такой невнимательный?” и т.д. Наверняка, эти фразы каждый из вас слышал в свой адрес. Разница была лишь в частоте: кто-то слышал их чаще, кто-то - реже. Также знаю, что многие слышат эти фразы от учителей про своего ребенка. И думаю, что и сами родители говорят подобные фразы своим детям.
Сможете понятно ответить на этот вопрос? Не определениями из толковых словарей, а простым языком? Сложно... Но почему? Да потому, что внимание неуловимо - это раз, оно многообразно - это два. Поворот головы на резкий и громкий звук и концентрацию на решении сложной мыслительной задачи большинство людей отнесет к вниманию. Внимание всегда позволяет нам на чем-то сконцентрироваться, а от чего-то отвлечься. Внимание всегда избирательно, оно всегда выделяет что-то из множества окружающих воздействий или из множества наших собственных мыслей.
Внимание можно сравнить с пучком света или лучом прожектора, который направляется на яркое, заметное или наиболее значимое. Этот луч света может быть сильным и слабым, узким и широким, устойчивым и колеблющимся, управляемым и не очень. На научном языке перечисленные характеристики называются свойствами внимания и описывают психологическую сущность этого процесса.
Человек запоминает, перерабатывает не всю информацию, которую воспринимают его рецепторы, чувства. Сохраняются только нужная нам информация, интересная или та, которая сможет нам понадобиться. Внимание в психологии — избирательная направленность восприятия, которое зависит от интересов, целей человека.
Почему я вдруг решила поговорить о внимании? Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Внимание – это та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира». Значит, если эта «дверь» прикрыта или закрыта совсем, ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно.
Все стороны внимания с возрастом претерпевают существенные изменения. Первоначально внимание непроизвольное.
Постепенно возрастает устойчивость внимания. Уже в 2,5—3 года ребенок может внимательно слушать сказки и рассказы взрослых. Серьезные изменения в развитии внимания происходят в дошкольные годы. Постепенно идет нарастание произвольности внимания.
Выделяют еще послепроизвольное внимание.
Внимание – интересное свойство психики: оно как бы есть и его как бы нет. Оно проявляется, только когда человек что-то делает умственно и физически. Оно организует деятельность, учение в том числе. Внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других психических процессов. Таким образом, невозможно в чистом виде работать над развитием внимания. Однако можно развивать свойства внимания: объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрацию.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо и с интересом учился. А как же помочь ребенку, если “в силу возраста” его внимание непроизвольное, неустойчивое и носит кратковременный характер? Дети, начинающие обучаться в школе, нередко страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Какими же способами внимание ребенка можно развить, как можно активировать скрытые способности мозга ребенка на внимание? Для этого необходимо усердно играть — тренироваться. Например, существует комплекс упражнений на развитие внимания, увеличение его объема, тренировку усидчивости, избирательности.
Тренировка внимания — полезная привычка.
Если игры и упражнения на внимание станут постоянными тренировками для ребёнка, вскоре вы заметите первые результаты. Ребёнок будет быстрее и легче запоминать, станет более собранным. Чтобы удержать прогресс, включите игры и упражнения на внимание в список постоянных дел.
Подробнее об упражнениях на развитие внимания мы расскажем вам в следующих статьях.
На дворе – середина июля. Лето. Жара. Свобода. “Каникулы! Нет, не так! ЛЕТНИЕ каникулы!” - это неописуемый восторг не только для детей, но и для родителей. Можно забыть о школе и наслаждаться отдыхом. Еще целых полтора месяца впереди! Перерыв наступил не только в школе, закончились занятия летом и в языковых клубах, спортивных секциях, центрах дополнительного образования.
Однако, есть родители, для которых это лето - самое беспокойное, нервное и напряженное. Это родители одиннадцатиклассников и будущих первоклассников. От всей души желаем выпускникам отличной сдачи экзаменов, родителям и детям - спокойствия. Статья нашей коллеги, педагога начальных классов и методиста Чеклиной Натальи Викторовны посвящена родителям будущих первоклассников. Итак: как с пользой провести лето перед началом долгой школьной жизни?
Будущим первоклассникам только предстоит познать радости школьной жизни и преодолеть все трудности.
Большинство родителей, а особенно беспокойных родителей, постоянно пытаются ответить сами себе на вопросы о будущем своего сына/дочки. “Готов ли мой ребенок к школе? Как он будет учиться? Сложатся ли отношения с одноклассниками, ведь он у меня такой застенчивый/боевой? Понравится ли он учительнице, а она ему? Будет ли у ребенка свободное время для посещения центров и курсов дополнительного образования?” и т.д. Есть и особенные вопросы, лично про своего ребенка, у каждого родителя.
Но всех родителей объединяет одно - каждый хочет, чтобы в школьной жизни ребенка было как можно меньше проблем и трудностей. Хочется, чтобы школьные годы стали веселой и счастливой порой, оставившей о себе теплые воспоминания.
Итак, Вы - родитель будущего первоклассника. Ваш ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Переходное лето - мостик между прошлым и будущим.
Последнее лето перед школой. Как провести это лето с пользой для ребенка? Что можно успеть за этот период времени? А нужно ли все это успеть? Хвататься за рабочие тетради “Подготовка к школе”? Водить ребенка к репетитору? Или все-таки устроить беззаботный отдых?
Скорее всего, Вы уже знаете, как много всего должен знать и уметь будущий первоклассник. Слышали такую шутку родителей: “Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта»? В каждой шутке есть доля правды! Действительно, с каждым годом требования к первоклассникам все возрастают и возрастают. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. В требованиях к ребенку, идущему в школу, много всего “Должен знать, уметь, понимать..”
На самом деле “готовность к школе” состоит из трех так называемых частей:
И очень многое зависит именно от того, готов ли ребенок к школе психологически. Почему? А вспомните себя, дорогие родители, перед выходом на новое место работы. Вспомнили?
Вот и ребенок по сути переходит на новое место работы: из сада в школу или из домашней обстановки в школу (если не посещал детский сад). Именно на психологическую готовность и следует обратить внимание в оставшиеся летние месяцы. Да не просто обратить, а позаботиться о том, чтобы “настроить” ребенка на перемены в его жизни.
Чем стоит заняться обязательно?
Можно вспомнить свои школьные годы: и радости, и огорчения. Если сохранились Ваши детские фотографии, ребенок с удовольствием посмотрит их вместе с родителями. Воспоминания о первой учительнице тоже будут уместны. Даже если Вы сами испытывали постоянные трудности в школе и не сохранили добрых воспоминаний о школе, все-таки постарайтесь вспомнить приятные моменты из своей школьной жизни.
Можно посмотреть мультфильмы, фильмы о школе, почитать книги.
Например: “В стране невыученных уроков” или “Незнайка учится”. Конечно, многие мультфильмы о школе - советских времен, но есть возможность показать ребенку, что изменилось за эти годы в школе. Можно читать веселые рассказы Виктора Голявкина, Виктора Драгунского или стихи Людмилы Фадеевой “Мы теперь ученики” .
Очень важно, чтобы не случилось “перекоса” ни в одну сторону. “Ах! Как интересно в школе!” или “Школа - это каторга!” В беседах о школе подготовьте ребенка к тому, что будут и трудности, и скучные задание, и плохие отметки тоже будут. Расскажите ему и о домашних заданиях, которые нужно будет выполнять. Главное - не сгущайте краски ни в одну из сторон.
Вы не ослышались, дорогие родители! “Играйте в школу вместе с ребенком!” Это очень важно, чтобы не только игрушки были участниками игры, но и взрослые члены семьи. Пусть Ваш ребенок будет учителем, почувствует свою важность, значимость: прочитает Вам задачку или рассказ. А Вы вспомните, как это непросто сидеть за партами весь урок, слушать и отвечать на вопросы учителя. После того, как ребенок побудет учителем, поменяйтесь ролями. Важно, чтобы будущий ученик понял, что важно уметь слушать вопросы, выполнять задание учителя. Только не нужно игру превращать в обязаловку!
“Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим” – Сократ. Поддерживайте и развивайте любознательность в ребенке. Лето - отличная пора для наблюдений за природой.
Вместе с ребенком составьте расписание его дня. Пусть ребенок приучается выполнять его. Ваша задача - помогать и напоминать.
Конечно, это Вы делаете уже давно. Но именно сейчас важно на это обратить особое внимание. Ведь в школе Вас не будет рядом с ребенком, а учеников в классе много. Вы же хотите, чтобы ребенок делал уроки самостоятельно и не терял свои вещи в школе? Задания для ребенка должны быть посильные. Учите ребенка правильно организовать тот или иной процесс, подскажите, как сделать лучше и быстрее. Очень важно - не кричите, если у ребенка не получается и не давите на него своим авторитетом.
И помните главное! Ваш ребенок - самый лучший! И именно Вы можете помочь ему стать еще лучше!
Уважаемые родители!
Обратите внимание, что на сайте изменились номера некоторых групп у педагогов Татьяны Анатольевны, Валерии Анатольевны и Натальи Романовны.
За разъяснениями обращайтесь к педагогам или администраторам Центра TEAM.
Приглашаем ребят от 6 до 9 лет 22 декабря в 15 часов на Новогоднюю "Сказку о потерянном времени".
Давайте поможем Снегурочке справиться с хитрой Феей и вернуть Новый год!
Стоимость билета с подарком 600 рублей. Записаться можно у администраторов Центра языкового развития TEAM и по телефону 8(925)193-40-20
Сколько названий цветов вы сможете назвать быстро, особо не раздумывая? А Ваш ребенок? А как обстоят дела с названием деревьев?
Мой вопрос кому-то покажется очень легким и странным. Я тоже так думала до недавнего времени.
Идет занятие с третьеклассником Владиком. Решаем задачу про деревья. Помимо решения задач, всегда обращаю внимание на развитие кругозора. Спрашиваю у Влада, какие деревья он знает. Попросила назвать 7 деревьев. Оказалось, что это сложно. Назвав 3 дерева, Владик замолчал и надолго задумался. Решила я ему помочь, подсказываю: “А вот сейчас это дерево цветет белоснежными цветами!” Как раз был цветущий май . Подумав еще немного, Владик вспомнил яблоню. Обрадовалась я, ожидая, что сразу же вспомнятся и вишни, и груши..Но снова тишина..
Потом я просила назвать цветы. история почти повторилась.
Бабушка очень удивилась, когда я сказала, что Влад не знает деревья и цветы. “Ну как же ты не знаешь? Вы же в саду это проходили!” - с огорчением в голосе сказала бабушка.
И вроде забылась мне эта история. Ну действительно, забыл ребенок деревья и цветы. Может быть такое? Конечно.
Летом на занятия ко мне ходила второклассница Оля. на столе у меня стоял шикарный букет пионов.
- Ой, какие красивые цветы! - восхитилась Оля.
- А ты знаешь, что это за цветы? - поинтересовалась я.
- Нет! Я даже таких не видела! Но очень красивые. А как они называются? - весело щебечет Олечка.
- Пионы. Они бывают разных цветов. А какие цветы ты знаешь? - проявляю я любопытство.
- Роза, гвоздика, фикус…-бодро начинает свое перечисление Оля. -Ой, а домашние цветы можно? - интересуется Олечка.
- Давай вспоминать садовые и луговые цветы, - предлагаю я.
Одуванчик, - тихим голос говорит Оля.
И наступает долгая пауза.
- А я что-то больше не помню, - Оля стала задумчивой и грустной.
И Олина бабушка тоже очень удивилась, что внучка не знает названий цветов. С деревьями оказалось еще печальнее. “Дуб, береза и все!” - сказала Оля. “Как это ты не знаешь? Вы же на природоведении все это проходите!” - так бабушка Оли выразила свое недоумение.
Почему я пишу об этом? Меня немного удивило, что 2 разных ребенка, из разных городов и школ не смогли ответить на такие казалось бы несложные вопросы. И я стала размышлять - почему так получается?
Я вижу несколько причин:
перегруз информацией, “лишняя” информация отсеивается. Голова то не резиновая. ))
помним, пока “надо”, потом забываем. Это стиль нынешних школьников.
у современных детей практически нет контакта с природой.
невозможно все знания “запихнуть” в садовскую и школьные программы. И даже та информация, которая узнается ребенком в саду и школе не 100 % станет знанием. Важнейший этап прочного сохранения информации - повторение и применение на практике (если это возможно).
Надо заметить, что у нас город “зеленый” и вокруг города есть леса.
А ты в лесу гуляешь? - спрашивала я у детей. Ведь там много цветов и деревьев.
Очень редко. И родители мне не показывают и и не рассказывают ничего о цветах и деревьях, - с грустью слушаю детские ответы.
Дорогие взрослые, обращаюсь к вам с просьбой. Гуляя в парке или лесу, обращайте внимание детей на природу. Сейчас листочки с деревьев облетают. Можно понаблюдать за листопадом. Или пошуршать листвой под ногами. )) А еще..Остановитесь возле березки, обнимите тонкий ствол, Можно вспомнить стихи и песни про березку или просто постоять в тишине, а потом пофантазировать “О чем рассказала березка?”.
А может это будет клен или рябинка. Конечно, дерево может быть любое. Главное - процесс.
Уверена, что вы получите огромнейшее удовольствие и узнаете много нового о своем ребенке после такой прогулки.
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями после прогулки в группе Школа развития интеллекта "ДельфиниУм". А можно устроить фоторепортаж прогулки по парку или лесу. Приятной прогулки и чудесных мгновений! ))
Центр языкового развития детей
Together wE Achieve More
© 2018-2023 "АСТ Групп"
Используя данный сайт, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных.
ИП Асташкина Татьяна Анатольевна
ИНН 501803592536