В гостях у нашего центра - педагог с многолетним стажем работы, методист, кандидат педагогических наук Чеклина Наталья Викторовна.
Сегодня Наталья Викторовна подготовила статью про память, т.к. эта тема волнует многих родителей не только наших учеников, но и ребят, посещающих другие языковые и развивающие курсы и центры.
Память - одна из важнейших функций мозга. Без памяти, увы, мы не смогли бы ни научиться чему-либо, ни использовать свой опыт. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения. Почему? Не успев дочитать до конца, мы бы забыли его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
“Ой! Я не смогу это запомнить. У меня плохая память!”
“Да он ничего не помнит. У него короткая память.”
Знакомые фразы? Однако, память не оценивается с точки зрения “хорошая/плохая” и не имеет ничего общего с врожденными способностями человека.
Память характеризуется эффективностью используемых техник и приемов. Поэтому, если тренировать эту способность, то ее можно улучшать. Другими словами, не бывает хорошей или плохой памяти, есть память хорошо или плохо тренированная.
Что такое память? Это процесс, который предназначен для накопления, сохранения и воспроизведения информации, получаемой от наших органов чувств. Память - это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Информацию мы получаем благодаря разным органам чувств. В зависимости от этого память бывает: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая. Кроме того выделяют память словесную или вербальную (память на слова), образную (на образы), двигательную, эмоциональную. Это зависит от запоминаемой информации. Деление памяти на разные группы важно для науки. А нужно ли знать об этом обычному человеку? Желательно, если Вы хотите заняться развитием памяти.
Возможности природной памяти у каждого свои. Однако, есть ведущие виды памяти и дополнительные. В среднем количество непосредственно запоминаемой информации для взрослого человека колеблется в пределах от 5 до 9 единиц (7 плюс/минус 2). Причем, объем природной памяти зависит от характера запоминаемой информации: в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв (не в алфавитном порядке), 4-5 цифр, 5 синонимов.
А как же запоминание поэм, большого объема учебного материала? Секрет прост: человек специально запоминает, погружаясь в информацию, осмысливая ее, пропуская через свой опыт, душу или сердце.
В 2011 году учёные Колумбийского университета провели исследование, которое назвали «Эффект Google». Они сделали вывод: люди больше не пользуются своей памятью, потому что знают, что любую информацию всегда можно найти в сети. Причём это касается не только сложных фактов, но даже правил орфографии и пунктуации. Если мы вдруг забываем имя актёра или содержание книги, обычно идём «гуглить» касты фильмов или серфить «Википедию». Всё это оказывает серьёзное влияние на нашу память. Учёные провели эксперимент и показали, как компьютеры успели изменить процесс запоминания. Подопытным дали набор фактов и половину из них попросили классифицировать информацию в папках на компьютере, а второй половине сказали, что эту информацию потом сотрут. Когда подопытных попросили вспомнить информацию, оказалось, что вторая группа (те, кто ожидал стирания информации) помнила намного больше информации, чем первая группа, кто просто сохранил информацию на ПК. Но подопытные из первой группы, которая сохраняла информацию, прекрасно помнили, куда именно они сохранили полученную информацию. Таким образом учёные доказали, что процесс запоминания адаптируется к новым технологиям. Люди стали сводить к минимуму время на запоминание самой информации, делая ставку на место, где её можно будет найти.
Зачем нужно улучшать свою память?
Как бы Вы ответили на этот вопрос? Знаю многих людей, которые считают, что нет никакой необходимости в развитии памяти. Вот их доводы: “Я и так помню, что мне нужно. Номера телефонов хранятся в сотовом телефоне, если что посложнее, записываю в ежедневник или “заметки” на телефоне.” Есть и вторая группа людей. Они думают, что улучшив свою память, они сделают из своей головы фотоаппарат или суперкомпьютер. “Буду все помнить!” - мечтательно говорят они.
Однако, хорошая память — по-прежнему необходимый инструмент в учёбе, работе и повседневной жизни. Уверена, что в ближайшие десятилетия это не изменится. Рассмотрим причины развивать память в любом возрасте.
1. Без хорошей памяти сложно учиться в школе, не выучить иностранный язык и трудно сдать экзамены.
- Современная система образования построена на запоминании и воспроизведении информации. Это факт.
- Для единичных случаев или фраз на иностранном языке можно воспользоваться онлайн-переводчиком. Например, чтобы спросить дорогу или заказать кофе в ресторане. Однако, чтобы общаться, читать, использовать иностранный язык в учёбе и работе, понадобится словарный запас и знание грамматики, а их придётся запоминать.
- Задания российских школьных экзаменов тоже в основном требуют знания точного ответа, а не размышлений. Пока наше образование построено на зубрёжке, без хорошей памяти аттестата не получить.
2. Память - помощник для ориентировки в информационном шуме
Каждый день из разных источников на нас обрушивается лавина информации. Мы пытаемся выудить из глобального информационного потока нужное нам, отсеивая ненужное. По мнению психолога Бэтси Спэрроу, итоги эксперимента «Эффект Google» показывают, что люди не отказываются от запоминания, а заменяют навык запоминания на навык поиска: во время исследования многие испытуемые использовали трансактивную память. Это вид памяти, при котором запоминается не содержание материала, а место, где его можно найти, или тот, у кого спросить.
3. Развитие памяти меняет структуру мозга
Когда мы учимся или что-то запоминаем, формируются новые связи между нервными клетками. Чем дольше человек обучается, тем больше синапсов и нейронных связей, тем выше нейропластичность. Это свойство, благодаря которому мозг может меняться из-за приобретённого опыта, а также реабилитировать потерянные связи после повреждений. Таким образом, тренируя память, мы тренируем общий интеллект, развиваем мышление, воображение, концентрацию.
4. Хорошая память защищает мозг от возрастных изменений
Считается, что чем старше человек становится, тем быстрее ухудшается его память. На самом деле, это ошибочное утверждение. Память может ухудшаться, если ее не тренировать. Так как у людей старшего возраста нет необходимости посещать учебные заведения и что-то учить, они теряют навык к запоминанию. Поэтому очень много жалоб поступает на потерю памяти от людей пожилого возраста. Чем чаще мы напрягаем мозг, тем медленнее он стареет и тем меньше вероятность в будущем столкнуться с деменцией и болезнью Альцгеймера.
5. Сфотографировать — значит забыть
Учёные Калифорнийского университета провели исследование и выяснили, что люди лучше запоминали объекты, на которые просто смотрели, а не фотографировали. 50 испытуемых разбили на три группы и показали всем одинаковые картины.
Первая группа фотографировала их на телефон, вторая — фотографировала и удаляла снимки спустя какое-то время, а третья просто наблюдала. Через какое-то время всех попросили вспомнить, какие картины были показаны. С заданием справилась только последняя группа. Доверяя воспоминания смартфону, мы не сохраняем их по-настоящему.