В наши дни многие дети даже с раннего дошкольного возраста посещают не только детские сады, но и многочисленные центры, кружки и курсы по интересам. Родители стараются развивать своих детей всесторонне. Это, несомненно, правильно и очень важно. Давайте вместе с нашим автором, Чеклиной Натальей Викторовной, педагогом, методистом, кандидатом педагогических наук, постараемся разобраться в том, какие процессы задействованы в развитии ребенка, на что следует обратить внимание и что мы, родители, можем сделать, чтобы помочь детям в этом огромном и удивительном мире:
Сегодня хочу поговорить о самом неуловимом познавательном процессе человека. Почему процесс неуловимый? Он никогда не существует отдельно от других процессов: он встроен либо в восприятие, либо в мышление. Давайте разберемся, что же это за процесс.
Вот вы прочитали или услышали слово “Внимание!” Какова ваша реакция? Правильно: может быть что-то важное! Когда вы готовите блюдо по рецепту, участвуете в сложной работе, заполняете налоговую декларацию или прислушиваетесь к указаниям навигатора, цепь внимания, как фонарик, освещает ваш путь. Но сама по себе эта способность несовершенна, как игра по нотам, но без души.
“Будь внимательным на уроке!”, “Слушай внимательно!” “Ну почему ты у меня такой невнимательный?” и т.д. Наверняка, эти фразы каждый из вас слышал в свой адрес. Разница была лишь в частоте: кто-то слышал их чаще, кто-то - реже. Также знаю, что многие слышат эти фразы от учителей про своего ребенка. И думаю, что и сами родители говорят подобные фразы своим детям.
- А быть внимательным - это как?
Сможете понятно ответить на этот вопрос? Не определениями из толковых словарей, а простым языком? Сложно... Но почему? Да потому, что внимание неуловимо - это раз, оно многообразно - это два. Поворот головы на резкий и громкий звук и концентрацию на решении сложной мыслительной задачи большинство людей отнесет к вниманию. Внимание всегда позволяет нам на чем-то сконцентрироваться, а от чего-то отвлечься. Внимание всегда избирательно, оно всегда выделяет что-то из множества окружающих воздействий или из множества наших собственных мыслей.
Внимание можно сравнить с пучком света или лучом прожектора, который направляется на яркое, заметное или наиболее значимое. Этот луч света может быть сильным и слабым, узким и широким, устойчивым и колеблющимся, управляемым и не очень. На научном языке перечисленные характеристики называются свойствами внимания и описывают психологическую сущность этого процесса.
Человек запоминает, перерабатывает не всю информацию, которую воспринимают его рецепторы, чувства. Сохраняются только нужная нам информация, интересная или та, которая сможет нам понадобиться. Внимание в психологии — избирательная направленность восприятия, которое зависит от интересов, целей человека.
Почему я вдруг решила поговорить о внимании? Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Внимание – это та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира». Значит, если эта «дверь» прикрыта или закрыта совсем, ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно.
Все стороны внимания с возрастом претерпевают существенные изменения. Первоначально внимание непроизвольное.
- Непроизвольное внимание возникает под действием внешних (свет, звук, запах, особенно, если они новые или необычные) и внутренних (интересы, потребности, чувства) факторов.
Постепенно возрастает устойчивость внимания. Уже в 2,5—3 года ребенок может внимательно слушать сказки и рассказы взрослых. Серьезные изменения в развитии внимания происходят в дошкольные годы. Постепенно идет нарастание произвольности внимания.
- Произвольное внимание сознательно направляется и регулируется человеком. Оно связано с волевым усилием и поставленной целью.
Выделяют еще послепроизвольное внимание.
- Послепроизвольное внимание возникает после произвольного внимания, как его новое качество и формируется за счет увлеченности объектом внимания.
Внимание – интересное свойство психики: оно как бы есть и его как бы нет. Оно проявляется, только когда человек что-то делает умственно и физически. Оно организует деятельность, учение в том числе. Внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других психических процессов. Таким образом, невозможно в чистом виде работать над развитием внимания. Однако можно развивать свойства внимания: объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрацию.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо и с интересом учился. А как же помочь ребенку, если “в силу возраста” его внимание непроизвольное, неустойчивое и носит кратковременный характер? Дети, начинающие обучаться в школе, нередко страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Какими же способами внимание ребенка можно развить, как можно активировать скрытые способности мозга ребенка на внимание? Для этого необходимо усердно играть — тренироваться. Например, существует комплекс упражнений на развитие внимания, увеличение его объема, тренировку усидчивости, избирательности.
Тренировка внимания — полезная привычка.
Если игры и упражнения на внимание станут постоянными тренировками для ребёнка, вскоре вы заметите первые результаты. Ребёнок будет быстрее и легче запоминать, станет более собранным. Чтобы удержать прогресс, включите игры и упражнения на внимание в список постоянных дел.
Подробнее об упражнениях на развитие внимания мы расскажем вам в следующих статьях.