С какого возраста лучше начинать обучать детей иностранному языку? Споры на эту тему идут давно: кто-то считает, что чем раньше, тем лучше, другие предпочитают дождаться, чтобы у ребенка сформировалась мотивация к осознанному изучению языка. Так или иначе, но рано или поздно иностранный язык начинают изучать ВСЕ.
Поговорим немного о том, почему начинать изучение иностранного языка с самого раннего возраста совсем не страшно и, скорее, более естественно, чем учить его во взрослом, «сознательном», возрасте.
Мозг ребенка с рождения очень пластичен и способен «впечатывать» в память целые языковые блоки. Именно так происходит обучение своему родному языку. Эта способность к импринтингу (Импринтинг - это психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу) сохраняется у детей приблизительно до 9-10 лет. Именно к этому возрасту ребенок усваивает блоками и использует в своей речи большинство наиболее часто используемых конструкций языка. Практически аналогичная ситуация складывается и с изучением иностранного языка. С той лишь разницей, что родную речь ребенок слышит ПОСТОЯННО, а иностранную ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ.
Задачей раннего обучения детей иностранному языку является создание в мозге ребенка образа языка. Говоря другими словами, педагог и родители должны заложить основные языковые структуры, не анализируя их.
Наиболее эффективным на данном этапе обучения является естественный путь создания образа языка у ребенка – через многократное прослушивание отрабатываемых языковых структур. Поэтому огромная роль уделяется аудированию.
Каковы же цели учебного процесса?
Во-первых, обучение основам англоязычной речи.
Во-вторых, формирование и развитие навыка аудирования.
В-третьих, создание у ребенка «образа» структур английского языка, так называемое интуитивное владение языком.
В-четвертых, формирование навыка функционального использования речи с целью получения информации.
В-пятых, развитие произвольного запоминания и внимания.
В-шестых, развитие коммуникабельности, активности и самостоятельности.
И наконец, приобщение к культуре стран изучаемого языка.
В работе по данному курсу используется нетрадиционный подход к созданию образа языка у ребенка.
Раньше образ языка формировался путем многократного повторения ребенком незнакомых ему фраз и слов, т.е. информация в мозг поступала через артикуляционный аппарат ребенка. Недостатком такого изучения языка являлось то, что образ языка мог изначально сложиться искаженным, т.к. артикуляционный аппарат ребенка не мог быстро приспособиться к нормам иного языка.
Данный курс предлагает работать по другой цепочке. Образ языка в мозгу ребенка создается не благодаря проговариванию, а благодаря многократному аудированию слов, фраз и структур языка. В процессе многократного прослушивания одних и тех же структур начинает подсознательно работать артикуляционный аппарат, и в результате слово рождается в нужный момент и без всяких усилий. Этот путь также выгоден тем, что не травмирует ребенка и включает непроизвольное запоминание.
Иностранный язык (в данном случае английский) при раннем обучении не является изучаемым предметом, а также целью учебного процесса, т.к. у детей этого возраста практически отсутствует дальняя мотивация, он — лишь средство выполнения различных увлекательных заданий. Язык необходим для успешного взаимодействия с игрушками, героями сказок и т.д. В этом, пожалуй, и состоит еще одно отличие данной программы от программы для школьников, существующей в школе.
Программа предназначена для обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста и рассчитана на четыре года обучения.
Изучение иностранного языка – это часть общего гуманитарного развития личности. Обучение иностранному языку способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, овладению умением работать как самостоятельно, так и в коллективе, помогает формированию гармоничной, всесторонне развитой личности. Изучение иностранного языка развивает у детей память, воображение, внимание; формирует навыки межличностного общения, контроля и самоконтроля.
Обучение детей дошкольного возраста существенно отличается от обучения школьников как по форме, так и по методике. Обучение английскому языку дошкольников также имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста.
Внимание у детей дошкольного возраста неустойчиво. Это свойство их психологии, объясняющееся слабостью тормозного процесса и впечатлительностью, усиливается по отношению к неподвижным или малоподвижным объектам. Отсюда вытекает необходимость живого, динамичного и интересного обучения на начальной стадии как необходимого условия не только формирования у детей нужных знаний, умений и навыков, но и развития произвольного внимания.
При планировании обучающего материала, имея в виду неустойчивость внимания малышей, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей. Ребенок обычно утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Смена различных видов деятельности является хорошим видом отдыха для ребенка. Поэтому во время занятий по иностранному языку следует чередовать различные приемы обучения, в том числе, использовать подвижную деятельность. Это делает занятия максимально насыщенными и дает педагогу возможность концентрироваться непосредственно не учебном процессе, не отвлекаясь на восстановление дисциплины. В среднем каждое занятие состоит из 12-16 пунктов, это означает смену деятельности каждые 2-3 минуты. Однако, отталкиваясь от непроизвольности детского внимания, большое значение придается развитию умения концентрировать его. Этому способствует наличие в программе большого количества развивающих игр.
У детей дошкольного возраста наглядно-образная память доминирует над логической. Они лучше всего запоминают конкретные предметы, цвета, события. Поэтому ассоциация слов с конкретными предметами или действием является необходимым условием усвоения языкового материала на этом этапе.
Характерной особенностью психологии детей-дошкольников является конкретность их мышления, восприимчивость к мобильным, колоритным предметам. Эта особенность малышей требует наглядного, конкретного, яркого и доходчивого преподавания. Поэтому при обучении детей младшего возраста хорошим помощником является яркая и красочная наглядность. Ребенок гораздо быстрее усваивает слово на иностранном языке, если оно связано непосредственно с предметом, картинкой или действием, которое он видит или выполняет сам. Вот почему при проговаривании стихов и пропевании песен следует сопровождать их движениями или, по крайней мере, жестами.
Большое воспитательное значение имеет правильная, педагогически и методически продуманная организация занятия, его режим. Каждый элемент занятия должен планироваться и осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей детей, с учетом главной цели данного занятия, специфических особенностей иностранного языка как учебной дисциплины.
Основная задача обучения иностранному языку детей дошкольного возраста – научить понимать несложную, доступную по содержанию речь и привить детям некоторые умения и навыки разговора.
Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Изучение английского языка на данном этапе включает в себя следующие аспекты:
- умение правильно с фонетической точки зрения повторять английские слова за преподавателем или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью), то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;
- накопление, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого общения;
- овладение определенным количеством несложных грамматических структур; построение связного высказывания;
- внимательное отношение к речи собеседника и соответствующая реакция на его вопросы.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Hа протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.
Выделяют 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Поэтому основными задачами обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста по данной программе являются не только обучение чтению и письму на английском языке и дальнейшее развитие навыков аудирования и говорения, приобретенных в дошкольном возрасте, но и привитие детям интереса к изучаемому языку, уверенности в собственной успешности в изучении английского языка и использовании его как средства общения.
На первом этапе обучения детей иностранному языку основной целью является динамичное развитие устной речи (аудирования и понимания речи на слух). Важно ознакомить детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития, ввести элементарные языковые конструкции. Далее дети обучаются чтению и письму на знакомом языковом материале.
Одним из важнейших приемов при обучении иностранному языку является игра. Факторы, сопровождающие игру, - интерес, чувство удовлетворения, радости, - облегчают обучение. Игры занимают важное место в жизни ребенка. Педагог может широко использовать подвижные, полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении знания лексики и моделей иностранного языка; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении.
Неизменным успехом у детей пользуется игра в сказку с распределением ролей. Под игрой в сказку подразумевается разучивание сценок, в которых героями бывают поочередно все дети.
Разучивание рифмованного текста является полезным фонетическим упражнением, так как в стихотворении ребенок особенно четко выговаривает слова. Поэтому рифмованный текст является отличным материалом для запоминания слов. Методически-целенаправленным можно считать и использование в процессе обучения иностранному языку песенок. Дети очень живо реагируют на песенки, любят их, быстро запоминают и умеют использовать слова и фразы песенок в других ситуациях общения.
Использование картинок и игрушек позволяет развивать образную и ассоциативную память, воображение и мышление. Аудио- и видеоматериалы способствуют лучшему усвоению и закреплению материала.
Особым событием в процессе изучения иностранного языка являются праздники. Вписанные в общую канву праздника «номера» на английском языке являются как бы итогом, экзаменом по проверке пройденного материала и позволяют увидеть и услышать детей в интересном, зрелищном представлении на английском языке. Подготовка отдельных «номеров» праздника ведется в течение года на занятиях.